ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

Каковы отличительные черты метода «Аквариум» и его важные характеристики?

В чем особенности данного метода?

Какие шаги являются обязательными для успешного проведения «Аквариума»?

"Аквариум" - одна из наиболее интересных и интерактивных техник групповой работы. В последнее время она становится все более популярной и все чаще применяется не только в корпоративном обучении, но в работе преподавателей университетов. В этом лонгриде мы хотели бы подробнее рассмотреть механику и особенность использования этой техники.



Техника "Аквариум" представляет собой форму организации дискуссии, в ходе которой участники делятся на две группы (два круга). При этом одна группа (внешний круг) играет роль наблюдателей или аналитиков,пока вторая группа (внутренний круг) обсуждает заданную тему. Особенностью является смена ролей, когда каждый участник может побыть как наблюдателем, так и наблюдаемым.



Обычно такая техника применяется для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время позволяет ее участникам провести рефлексию в процессе дискуссионного общения.

До начала важно договориться с участниками о правилах коммуникации в ходе "Аквариума". Такие договоренности позволят сделать общение открытым и комфортным:

  • первое, обсуждение и принятие решений идет совместно, важно общее согласие всех участников;
  • второе, в ходе работы нужно фиксировать мысли и наблюдения;
  • третье, необходимым является соблюдение правил и этики коммуникации.

После этого нужно определить процедуры и регламент проведения дискуссии, в том числе по следующим вопросам:

  • уучастники делятся на две группы: внешний и внутренний «круг» - находящиеся внутри выполняют задание, находящиеся во внешнем круге наблюдают;
  • в ходе проведения "Аквариума" участники меняются местами (каждый получает опыт нахождения в двух ключевых позициях – наблюдателя и участника);
  • вопросы при смене состава участников внешнего и внутреннего кругов предпочтительно менять;
  • время должно быть установлено в зависимости от сложности вопроса обсуждения, образовательных акцентов и особенностей группы обучающихся;
  • оптимальный тайминг: не менее 5 минут и не более 20;
  • все имеют определенные задания, независимо от круга, в котором находятся (преодоление пассивности);
  • участники внешнего «круга» могут объединяться в мини-группы или же могут проводить экспертизу индивидуально;
  • предполагается обратная связь и общая рефлексия.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ «АКВАРИУМА»

Этап 1

Старт дает обсуждение во внутреннем «круге» (желательно, чтобы участники находились в комфортных условиях и удобной обстановке: сидели за круглым столом и видели друг друга).

Участники внешнего «круга» не должны своими комментариями мешать дискуссии, но могут делать пометки и обмениваться отдельными репликами между собой. По истечении отведенного времени обсуждение останавливается. Участники внешнего «круга» дают обратную связь с учетом полученного ранее задания. Участники внутреннего «круга» не отвечают, они просто получают ее.

Этап 2

Участники меняются местами в «кругах» (если предполагается еще один тур смены, то часть участников внешнего «круга» садится за стол обсуждения, а остальные остаются в роли наблюдателей). Желательно поменять обсуждаемый в рамках определенной темы вопрос: это создаст равные условия, будет способствовать углублению знаний по теме, поддержанию интереса к содержанию дискуссии.

Этап 3

В завершающей части занятия участники двух «кругов» объединяются и проводят рефлексивное обсуждение. В этой части можно спросить, как себя чувствовали участники внутреннего «круга», когда их критиковали или оценивали, а они не могли ответить. Также стоит обратиться к сформулированным в начале занятия правилам и обсудить необходимость внесения корректив (уточнений, изменений, дополнений).

Алгоритм проведения «АКВАРИУМА»

Определение проблемы для обсуждения

Деление на внешний и внутренний «круг», распределение ролей

Формулирование правил проведения дискуссии

Общая рефлексия, подведение итогов и оценивание

Проведение двух раундов обсуждения со сменой участников кругов

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВАЖНЫЕ ЦЕННОСТИ

Ради чего стоит использовать данный подход в образовании?

Когда в рамках освоения образовательной программы эффективно использовать метод «Аквариума»?

В XXI веке все более значимыми для человека становятся умения, получившие название «Система 4К» — креативность, критическое мышление, командообразование и коммуникация.

При этом очевидно, что выстраивание эффективной коммуникации становится базовым и фундаментальным основанием для самореализации личности во взаимодействии с окружающими людьми. Важным в современном мире является не только умение строить собственные высказывания, но и готовность к активному слушанию, конструктивной обратной связи, а также толерантное отношение к разным позициям и мнениям. Современный человек должен уметь ясно выражать свои мысли, передавать их компактно и доступно, быть готовым слушать и слышать, быть открытым к изменениям и поиску компромиссов, занимать четкую позицию и предлагать пути решения проблем.

Такие занятия могут быть проведены в самом начале большого тематического блока, если его содержание опирается на рассмотренные ранее вопросы (обсуждение будет способствовать актуализации внутри курсовых связей) или на имеющийся социальный опыт обучающихся, а также знания из других предметных областей и курсов (в данном случае речь идет о междисциплинарных связях и метапредметности). Полезными могут быть конкретные рекомендации для обучающихся перед организацией дискуссии в виде небольших памяток или алгоритмов.

Общение и информированность

Умение задавать вопросы

Понимание и доброжелательность

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

С кем можно проводить такие обсуждения?

Есть ли возрастной ценз при использовании «Аквариума»?

Технологически «Аквариум» может использоваться почти в любой возрастной группе. Однако с педагогической точки зрения и с учетом возрастных особенностей разных групп обучающихся не рекомендуется проводить обсуждения в этой форме для дошкольников и необходимо ограниченно использовать в работе с учащимися начальной школы, так как позиция эксперта или наблюдателя в данном возрасте может восприниматься детьми как исключение из активного участия в процессе.

Это связано с недостаточным развитием рефлексивных навыков и ограниченной психологической готовностью смотреть на ситуацию со стороны, сдерживая желание вмешаться в происходящее.

Наиболее эффективной такая работа может быть для студентов и аспирантов, особенно при организации исследовательской и проектной деятельности (помогает более глубоко обсудить проблему и увидеть разные направления для дальнейшей работы). Также старшеклассники вполне готовы к участию в «Аквариуме».

При организации «Аквариума» очень важно распределить роли между участниками. Об этом более подробно далее.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Какими могут быть роли участников обсуждения?

Должен ли быть ведущий? Кто и каким образом может вести обсуждения?

Что делает преподаватель?

Возможно ли сочетание пассивности, активности и интерактивности?

Почему важно совместно определять правила и придерживаться их?

Обратим внимание на важность определенной экспертной позиции участников внешнего «круга», которые не должны оставаться пассивными слушателями или сторонними наблюдателями. Для обучающихся отдельно или для групп могут быть даны вопросы с целью акцентировать их внимание (приводим пример таких вопросов, который не исчерпывает все варианты)

Какие знания они продемонстрировали?

В чем проявлялась креативность?

Насколько активны были участники?

Какие трудности возникали в ходе дискуссии?

Каковы были цель и задачи обсуждения?

Как можно оценить результативность дискуссии?



Также в группе внутреннего «круга» роли могут быть распределены различным образом. Приведем возможный набор таких позиций для участников внутреннего «круга»

Исследователи-аналитики: занимаются поиском информации, подбирают необходимые фактические сведения, стараются отделить существенное от второстепенного, сущностное от дополнительного, смысловое от иллюстративного.

Организаторы: фиксируют ход обсуждений в группе и основные тезисы, которые звучат во время работы, контролируют распределение времени, обращают внимание на необходимость делать выводы в каждом промежуточном шаге и готовят итоговую презентацию выступления от группы.

Представитель(и) группы (выступающие): группа выбирает их, определяет различными способами (желающих, по жребию или др., но не стоит создавать ситуаций, когда преподаватель назначает выступающего).

Наблюдатели-эксперты: отдельные участники (не члены группы), которые не включены в обмен мнениями, но занимаются его обсуждением и следят за эффективностью групповой работы (фиксацируют все в отдельно разработанном листе или же в свободной форме).

Роль преподавателя может быть различной – от полного невмешательства до стратегического лидерства. Он может занимать разные позиции в зависимости от образовательных целей и задач, возраста обучающихся, особенностей конкретной группы и т.п. Эти ролевые позиции могут быть ориентированы на следующие направления:

1

Медиация (нейтральный подход), которая требует от преподавателя отказаться от выражения своих личных взглядов и пристрастий, быть посредником в рамках обсуждения.

2

Информирование (ресурсный подход), подразумевающее сбалансированный подход, когда преподаватель даёт на занятии широкий спектр альтернативных взглядов, не раскрывая собственную точку зрения.

3

Провокация (сознательное проблематизирование), когда преподаватель занимает позицию, противоположную высказанному кем-то из обучающихся мнению. Такой подход использовал в своих беседах Сократ, вынуждая оппонента оттачивать арсенал аргументов для защиты собственной позиции.

4

Участие (равноправный подход), при котором педагог наравне с учениками выражает свою точку зрения, отстаивает ее, принимает участие в споре.

5

Поддержка (позиция помощи), когда преподаватель принимает сторону одного из обучающихся или какой-то группы. Он может помочь тем, кто нуждается в укреплении своей позиции или считается маргиналом (аутсайдером), показать, как строить и развивать аргументацию в ходе обсуждения.

6

Официальная линия (государственнический подход), при которой преподаватель пропагандирует взгляд на проблему существующих органов власти.

ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ «АКВАРИУМ»

СЛОЖНЫЙ ВАРИАНТ, КОНФЕРЕНЦИЯ “АКВАРИУМ”

Одним из вариантов дискуссии «Аквариум» является сложная многошаговая работа, которая включает следующие этапы:

ШАГ 1. Предварительные обсуждения.

Преподаватель озвучивает ключевую проблему или вопросы (общие для всех) и делит группу на подгруппы (микрогруппы). Подгруппы отдельно обсуждают проблему и определяют свою точку зрения на нее. От каждой подгруппы выбирается представитель, который будет отражать и отстаивать позицию группы перед другими участниками во время обмена мнениями.

ШАГ 2. «Аквариум».

Обсуждение проблемы - представители микрогрупп собираются в центре аудитории и обсуждают проблему, представляя интересы своей подруппы и отстаивая их (определяется количество представителей – оптимально по 1-3 человека в зависимости от общего числа микрогрупп, в «Аквариуме» не должно быть более 10 человек). Остальные остаются во внешнем круге и не могут вмешиваться в обсуждение.

ШАГ 3. Рефлексия.

Рефлексия может быть общей, а также может проводиться в 2 этапа – участники внутреннего и внешнего «круга» отдельно говорят о своём отношении к прошедшему обсуждению, выявляют трудности, оценивают результаты. Преподаватель также может дать свою обратную связь и оценить дискуссию, но важно, чтобы это не снизило качество всего процесса и не стало формулированием «правильных выводов».

УПРОЩЕННЫЙ ВАРИАНТ. ФРАГМЕНТ “АКВАРИУМА”

В данном случае проведение дискуссии является одним из приемов в рамках использования других методик и технологий (например, работа с кейсами, проведение исследований, разработка проекта, проведение игры и т.д.). Обычно фокусируется внимание на обсуждении во внешнем и внутреннем «круге» (без предварительной подготовки и с сокращенной рефлексивной частью).

ОТКРЫТЫЙ ВАРИАНТ. “АКВАРИУМ” С ПУСТЫМ СТУЛОМ

В одном из вариантов может быть введено организационное изменение, когда во внутреннем «круге» остается пустой стул, и кто-то из внешнего «круга» может на него сесть на ограниченное время. Он может дать совет или обратить внимание на то, что группа упускает.

Проиллюстрируем возможные роли участников «Аквариума» (в наиболее расширенном и сложном формате)

Действующие лица

Ведущий

Экспертная группа №2

Наблюдатели

Экспертная группа №3

Наблюдатели

Наблюдатели

Наблюдатели

Экспертная группа №1

Наблюдатели

Экспертная группа №4

Время реализации метода - до 1,5 часов

РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Когда обмен мнениями может перейти в спор и острое соперничество?

В каких случаях проведение «Аквариума» теряет эффективность или несет опасности?

Какие особенности обучающихся создают трудности при проведении таких дискуссий?

В книге «Спор: О теории и практике спора» философ С.И. Поварнин демонстрирует разные манеры проведения обсуждений, а также уловки, которые могут быть в них использованы.

  • Манеры спорить:
  • - по-джентльменски, по-рыцарски (не допускается использование непозволительных уловок, отношение к противнику должно быть уважительным, недопустимо высмеивание или пренебрежение, грубость и неуместные остроты, переход на личности);
  • - по принципу «на войне – как на войне» (позволяется меткая острота, уловки для отражения атак противника);
  • - по-хамски (открытое неуважение или пренебрежение мнением оппонента).

Уловки в споре – приемы, с помощью которых хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.

  • Среди таких уловок можно выделить:
  • Позволительные приемы: - оттягивание возражения (когда трудно сразу его найти – ставятся вопросы, ответ начинается издалека).

  • Грубые механические уловки – не давать противнику говорить, указывать на опасность высказанного тезиса для государства или общества, на стремление подорвать власть, призыв к восстанию или мятежу – обвинение («палочные доводы»), инсинуации – намеки, призванные подорвать доверие к противнику (позволяется меткая острота, уловки для отражения атак противника).

  • Психологические уловки – раздражить противника, вывести из себя.

  • Психологические уловки – раздражить противника, вывести его из себя. Это множество грубых, даже тонких уловок, которые используются с целью отвлечения внимания противника от какой-нибудь мысли, которую хотят оставить без критики.

  • Внушение или прямая лесть оппоненту – также уловки, используемые в споре. В ораторских речах одним из сильнейших средств, отвлекающих внимание от мыслей и их логической связи, является пафос, выражение сильного эмоционального подъема. Софист (софизм – намеренные ошибки и отступления в доказательстве) может пользоваться формулой: «Вам, конечно, известно, что наука теперь установила…».

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И РЕФЛЕКСИЯ

Что будет итоговым результатом дискуссии?

Каким образом можно оценивать образовательные результаты?

Как проводить рефлексивные обсуждения после проведения «Аквариума»?

Дискуссия по типу «Аквариум» является эффективным подходом к воспитанию толерантной личности, так как включение в совместную коллективную деятельность создает ситуацию конструктивного диалога, позволяет не только избегать конфликтов, но и конструктивно решать их.

В образовательном процессе организация дискуссий может ориентироваться на различные задачи, каждая из которых имеет свою важность:

  • компетентное обдумывание или размышление, основанное на знании и понимании;
  • навыки обсуждения проблем и аргументации собственного мнения;
  • достижение согласия по определенному вопросу (поиск общего);
  • разъяснение собственных взглядов и рассмотрение позиций других людей по проблеме (выявление различий);
  • победа одной из сторон или точек зрения;
  • получение информации о максимальном количестве фактов;
  • обмен имеющимся жизненным или социальным опытом;
  • достижение более глубокого понимания обсуждаемых вопросов и прояснение существующих позиций (подходов);
  • выявление многовариантности путей решения вопроса (видение вариативности решений и имеющихся альтернатив);
  • воспитание толерантности и умения прислушиваться к другим точкам зрения (слушать и слышать собеседника, навыки внимательного слушания)
  • развитие умений занимать определенную позицию и отстаивать свою точку зрения.

В результате проведения дискуссий по типу «Аквариум» в образовании создается возможность сбалансированного и эффективного сочетания разных позиций – пассивности, активности и интерактивности, причем не сколько в их внешних проявлениях, сколько внутренних процессов изменений личности и ее развития. Данные акценты показаны на схеме.

Пассивность

Внутренняя - опустошение и скука

Внешняя - созерцание и размышление

Активность

Внешняя - движение и перемещение

Внутренняя - развитие и изменение

Интерактивность

Внешняя - контактность и обмен

Внутренняя - понимание и поддержка